Шины- история создания


В Древнем Египте для транспортировки гигантских известняковых плит применяли катки из камня. Такой каток помогал одному человеку доставлять куда требуется грузы — например, плиту весом не в одну тонну. Особенно неподъемные плиты, тонн эдак в 10—15 и больше, перевозили на специальных устройствах — волокушах. Дороги — а их прокладывали по каменистому грунту — для лучшего скольжения поливали водой. В тех же целях в самых трудных местах выбирали камень и в образованные борозды притапливали бревна, но нередко под волокуши подкладывали опять же катки.

Видимо, сначала колесо делали цельным, для чего отпиливали сплошные круги от достаточно крупных деревьев. Там, где леса было мало, колесо составляли из нескольких клиньев, скрепленных поперечинами (например, одной по диаметру и двумя перпендикулярно ей по бокам от оси). В таком варианте колесо было не слишком легким и не отвечало желанию ехать быстро; поэтому со временем в клиньях стали проделывать вырезы.
Первый датированный документ об использовании такого колеса для перевозки – месопотамская мозаика (3200 г. до н.э.). Так, что спасибо шумерам, жившим на юге Месопотамии, подарившим миру колесо.

Колесо совершенствовалось. Постепенно появились и спицы. Сначала в Египте – 1500 г. до н.э. – с четырьмя спицами, лишь через тысячу лет – в Греции и 1400 лет – в Риме с восьмью спицами.
Всякого рода археологические и исторические исследования подтверждают, что уже в древние времена были колеса и с 30 спицами. Разумеется, это не был чисто механический процесс наращивания одного элемента в погоне за веяниями времени. Число спиц определялось конструктивными целями и зависело от строения втулки и размера колеса. Колёса повозки в Средиземноморье до конца II тысячелетия до н.э. при высоте меньше метра держались не более чем на 8 спицах, а, скажем, полутораметровое колесо насчитывало уже намного больше спиц.
Ходовую часть колеса, соприкасавшуюся с дорогой, обшивали кожей или обрамляли деревянным обручем, который обивали опять же деревянными, бронзовыми или железными гвоздями (позднее появились обручи из железа).

Только в XVIII веке обруч-шина стал резиновым монолитом. Предвестником этого явился возникший в 1739 году интерес европейцев к “слезам дерева”. Именно так переводилось индейское название “ка-ху-чу”, обозначающее высохший сок амазонской гевеи. Массивные каучуковые бандажи со временем обтянули колеса конных экипажей. Их называли еще не шинами, а грузолентами и гусматиками.
Собственно же появление некоего подобия пневматической шины обусловила оригинальная идея Чарльза Макинтоша, который в 1823 году додумался пропитать жидким каучуком льняную ткань, придав ей водо- (и воздухо-) непроницаемые свойства.

Его изобретение удачно использовал Роберт Уильямс Томпсон, инженер-железндорожник из Лондона. Движением по булыжным мостовым английской столицы производило такой невыносимый шум, что Томпсон, оставив на время проблемы королевских железных дорог, усиленно занялся разработкой «умягчителя» для колеса. Его настойчивость и смекалка увенчали успехом усилия Роберта Уильямса Томпсона, и 10 июня 1846 года он получил патент № 10990 на прародительницу пневматической шины, сделанную из прорезиненной ткани. Конструкция «воздушного колеса» Томпсона довольно проста. Шина состояла из двух частей: камеры и наружного покрытия. Камера изготовлялась из нескольких слоев парусины, пропитанной и покрытой с обеих сторон натуральным каучуком или гуттаперчей в виде раствора. Наружное покрытие состояло из соединенных заклепками кусков кожи. Вся шина крепилась на обод болтами. В конструкции предусмотрен и клапан, через который шину накачивали. Хроники того времени свидетельствуют, что широкого практического применения “воздушное колесо” не нашло, а после смерти изобретателя было и вовсе забыто.

В 1887 году некий Джон Бойд Данлоп, ветеринар, как это обычно, поливал растения на своей ферме в Шотландии. Его 10-летний сын гонял по участку на трехколесном велосипеде, восторженно подпрыгивая на препятствиях. Особенно ему нравилось переезжать через поливочный шланг. Отец с улыбкой наблюдал за проказником. А потом вдруг обратил внимание на плавную амортизацию деформируемого нагрузкой напряженного водяным давлением шланга. Он отрезал кусок шланга по размеру окружности велосипедного колеса, приспособил к нему ниппель, заварил “резиновую сосиску” в кольцо и …стал известным на весь мир изобретателем пневматической шины.

23 июля 1888 года Дж.Б. Данлопу был выдан патент на приоритет в применении “пневматического обруча” для транспортных средств. Камера Данлопа изготавливалась из резины. Прорезиненная парусина, образующая каркас шины зимние шипованные, служила и для закрепления ее на металлическом колесе. Она обматывала камеру и колесо в промежутках между спицами.

Конструкция пневматической шины совершенствовалась. В 1890 году молодой британский инженер Чальд Кингсти Уэлтч предложил отделять камеру от покрышки, вставлять в края покрышки проволочные кольца и сажать ее на обод, который впоследствии получил углубление к центру. Тогда же англичанин Барлетт и француз Дидье разработали независимо друг от друга вполне приемлемые способы монтажа и демонтажа шин. Все это определило возможность применения пневматической шины на автомобиле.

Шины- история создания
#Яжотец за рулем автомобиля меня подрезал…
Adblock
detector